Малобюджетный бизнес

Давайте посмотрим правде в глаза. Идея «бизнеса без начальных вложений» - родная сестра пресловутой «американской мечты» и сказки о Золушке. Волшебных технологий – по крайней мере, пригодных к массовому использованию – нет и быть не может. Прочитайте внимательно несколько подобных «мемуаров». Скорее всего, это будут либо общие слова («когда начинал, вообще был в минусе, а сейчас у меня заводы-пароходы»), либо более честное: «купил машину и начал «бомбить» по ночам». Поэтому корректнее будет говорить не о бизнесе из ничего, а о малозатратном бизнес старте.

Ни зарегистрировать частное предприятие, ни начать его работу совсем уж без денег не получится – надо, как минимум, заплатить госпошлины, собрать справки и разрешительные документы.

Тем не менее, сократить расходы на открытие бизнеса можно и нужно. Как там говорил Гай Кавасаки (большой дока в области венчурных инвестиций) – от денег мозги разлагаются? Как же быть, если инвесторы оберегают Ваш мозг от разложения (читай – денег не дают), родственники в ответ на просьбу одолжить крупную сумму делают вид, что они вообще не родственники, а личных средств маловато? Придётся суметь потратить с наибольшей пользой ограниченные финансовые ресурсы, подключая не менее важные нематериальные – чутьё, знания, умение договариваться, если хотите – изворотливость. Варианты есть, и вполне жизнеспособные.

Выбор бизнеса


Откажитесь от идеи построить свечной заводик в Самаре или открыть «навороченный» бутик в центре города. Производство и «элитные» виды бизнеса пока не для Вас. Специалисты считают, что наступил век сервиса и консалтинга. Делайте ставку на интеллектуальный капитал или займите свою нишу на рынке услуг. Для того чтобы начать заниматься переводами, нужно образование, письменный стол и телефон. Дайте объявление, займитесь поиском клиентов – и вперёд.

Сложнее с торговлей. Надо где-то хранить товар (нужны склады), получить лицензию на розничную торговлю, нужны торговые площади и т.д. Опять же – деньги, которые придётся заработать. Перспективным может оказаться партнёрство с владельцем уже работающей торговой точки, у которого никак руки не дойдут до создания своей Интернет-площадки. Ну, так сделайте Интернет-магазин! Вы создаёте, наполняете и поддерживаете сайт, принимаете заказы, а холодильники из «оффлайнового» магазина едут к довольным покупателям. Прибыль поделите с партнёром. Ничего, что какое-то время придётся поработать под чужой вывеской – придёт время, появится своя.

Присмотритесь к вендингу – бизнесу, ещё только набирающему обороты, по крайней мере, в России. Что такое вендинг, знает каждый, кто хоть раз опускал свои три копейки в автомат по продаже газированной воды. Торговля, где нет продавца, а денежки любезно принимает монетоприёмник. Купите (возьмите в аренду) пару-тройку платёжных терминалов, кофейных или снековых автоматов, или автоматов по продаже бахил или игрушек, далее найдите места с большой проходимостью, заплатите за аренду квадратного метра площади. Объехать три автомата и заправить их капсулами с кофе можно и самому. Один кофейный автомат, к примеру, стоит от $2000 – сумма не астрономическая, можно занять или снять с кредитки. Можно попробовать договориться установить автомат бесплатно, если сумеете убедить руководство того или иного учреждения в том, что возможность выпить чашку горячего напитка поднимает престиж заведения в глазах посетителей.

В конце концов, не составит труда сделать хотя бы одностраничный сайт, завести блог, найти хороший биллинг и подключить смс-сервис. А там продавайте что угодно – от собственных стихов и рефератов до персональных гороскопов на ближайшие три дня, если, конечно, умеете их составлять.

Оптимизация расходов на персонал и содержание офиса


Не начинайте, если понятие «свой бизнес» ассоциируется исключительно с шикарным офисом, стойкой-ресепшн и двадцатью энергичными менеджерами с ноутбуками. На первых порах офис для ряда направлений деятельности вообще не требуется. Тем более есть Интернет, и все более популярным становится аутсорсинг. К слову, тот же Skype чуть ли не на коленке «собрали» умный швед и не менее умный датчанин. А потом лихо продали на аукционе за 3 млрд. долларов.

Можно сэкономить на персонале, если привлечь к бизнесу членов семьи – на телефонные звонки в Ваше отсутствие вполне может отвечать и тёща. Классический пример начала эпохи «маршруток» - муж-водитель на место кондуктора усаживал жену, и все деньги шли в семью. Если без наёмных сотрудников не обойтись, берите сначала на работу тех, кто будет рад хоть каким-то деньгам – например, отчаявшихся безработных, которых «оптимизировали» полгода назад на прежнем месте работы. А вендинговый бизнес вообще не подразумевает какого-либо фонда оплаты труда – «железные сотрудники» ни хлеба, ни прибавки к жалованью не просят.

Реклама


Любое объявление типа «лужу-паяю» можно разместить совершенно бесплатно на виртуальных площадках и в газетах бесплатных объявлений. Не пренебрегайте услугами «сарафанного радио», расскажите всем знакомым о своём деле – возможно, они и будут

Вашими первыми клиентами и порекомендуют кому-то ещё. Кто прошёл школу сетевого маркетинга, тот знает, как боязно поначалу выходить на «холодный» рынок – почти все начинали со своего окружения.

Довольно эффективные виды рекламы «бегущие строки» по ТВ, это не так уж и дорого. Делайте адресные почтовые рассылки (речь идёт не о спаме, который, не читая, отправляют в мусорную корзину, а о толковых коммерческих предложениях). Базу данных потенциальных партнёров можно взять из любого телефонного справочника. Вполне возможно, что в городе найдётся убыточное предприятие, которое с радостью отдаст Вам товар на реализацию.

Подведём итоги. «Почти без ничего» хорошо было начинать в 90-е, на дефицитном рынке, и есть реальные примеры, как люди «поднимались» на ажурных колготках и «Сникерсах» по схеме – съездил-купил-продал. Сейчас, чтобы пробить себе дорогу, одной предпринимательской жилки (и даже начального капитала) недостаточно. Нужно быть умнее. Особенно при малобюджетном бизнес старте. Одним словом, думайте и богатейте.