Вендинговый бизнес (от англ. vending - смысловой перевод – «автоматическая торговля») не является чем-то новым в украинской бизнес-практике. Более того, можно говорить о...
...достаточно высокой конкуренции в популярных сегментах в привлекательных для размещения местах.
Если во времена экс-СССР к вендинговым аппаратам можно было отнести только громоздкие автоматы по продаже газированной воды, то сейчас торговые автоматы могут продавать широкий перечень продукции и услуг.
Оценить объем украинского рынка вендинговых услуг достаточно проблематично из-за разнообразия его форм. По оценкам операторов, сейчас в Украине более 6-7 тыс. ед. вендинговых автоматов (в большинстве кофейные аппараты). Даже в Киеве, где количество автоматов растет очень быстро, их в десятки раз меньше, чем в столицах европейских государств. По оценкам экспертов потенциал украинского рынка составляет до 300 тыс. торговых автоматов.
Если учитывать в вендинговых услугах автоматы по приему платежей (продают финансовые услуги) в адрес мобильных операторов, игроков рынка интернет и кабельного ТВ и т.д., то речь идет о десятках миллионов долларов и еще нескольких тысячах автоматов.
Вендинговая деятельность зацепила в основном крупные мегаполисы, но остается еще много незадействованных ниш в регионах (по некоторым данным он заполнен всего на 5%) как по количеству, так и по разнообразию вендинговых автоматов.
Рынок вендинга очевидно привлекателен, в противном случае платежные терминалы не появлялись как грибы после дождя в самых неожиданных местах. Платежные терминалы, безусловно, являются самым динамично развивающимся направление вендингового бизнеса.
С другой стороны, их работа существенно несет немалые риски. Уже был прецедент, что переход на новое программное обеспечение стоил зависших платежей тысяч клиентов, которые привыкли получать свои деньги на счет мобильного телефона уже через минуту. То есть безупречно работающая техническая база является обязательным требованием для этого направления (в отличие, например, от кофейных автоматов). Кроме того, операторы, в пользу которых клиенты через платежные терминалы перечисляют средства могут изменить свою комиссионную политику, т.е. уменьшить выплаты (с целью повышения собственной рентабельности) в пользу платежных терминальных систем. Подобный прецедент также уже был, когда мобильные операторы снизили свои комиссионные, что привело к незначительному удорожанию для клиентов процесса перечисления средств на своих счета.
Также проблем могут прийти со стороны и налоговых органов, которые некоторое время назад настаивали, чтобы платежные терминалы были оборудованы фискальной памятью, и, по сути, превратились в стандартные кассовые аппараты.
В других случаях дилеры предлагают крайне лояльные условия работы с вендинговыми аппаратами: обучение персонала, снабжение расходными материалами, аренда и лизинг, франчайзинг, ремонт и предпродажная подготовка, продажа запасных частей, наладка платежных систем и т.д. В отдельных случаях вендоры готовы даже предложить варианты месторасположения вендинговых автоматов, варианты установки с договорным обеспечением и даже технико-экономическое обоснование использования вендинговых аппаратов. Даже если денег мало, то вендоры продают бывшие в употреблении аппараты, которые после «наведения марафета» покупатель примет за совершенно новые. Впрочем, при покупке нового оборудования у производителя, бизнесмен получает гарантийное обслуживание автоматов.
Для всех автоматов существует риск вандализма. С другой стороны, автомат можно оборудовать GSM-модулями, которые будут сообщать и о нехватке расходных материалов, и о неисправностях в работе.
Хотя вендоры позиционируют легкость установления, но чтобы получить возможность работать в государственных или лечебных заведениях нужно обойти немало высоких кабинетов с целью получения разрешения на установку автомата.
Многие вендоры в своих рекламных материалах «раскрывают» секреты окупаемости, которая, по их мнению, составляет не более 1-1,5 лет, хотя невооруженным глазом видно, что эффективность бизнеса зависит от оптимального размещения. В некоторых особо удачных случаях кофейные автоматы уже после 6 месяцев начинают приносить чистую прибыль.
В докризисные времена этот бизнес приносил предпринимателям до 300% рентабельности. После оного рентабельность, разумеется, снизилась, но привести некую усредненную цифру по такому пестрому рынку весьма сложно. По крайней мере, по некоторым данным в США один вендинговый автомат каждый час приносит его собственнику в среднем $80.
Первичные расходы на небольшую сеть вендинговых аппаратов могут составить до 10-15 тыс. евро (если «поштучно», то в среднем один автомат стоит несколько тысяч долларов). Чем больше сеть, тем больше скидки от вендоров и дешевле обслуживание в целом. Вендинг как бизнес доступен не только крупным инвесторам (впрочем, они до такой «мелочи» не опускаются), но и предпринимателям с небольшим объемом капиталовложений. Чтобы стартовать в этом бизнесе, достаточно $3 тыс. Этой суммы хватит для приобретения в лизинг 5 торговых автоматов. Cрок реальной работы торгового автомата может составлять от 10 лет, за которые он окупит себя более 10 раз. При этом вендинговый бизнес может быть как дополнительным, так и основным видом деятельности.
Удобство вендингового бизнеса состоит в том, что он ведется «автоматически», т.е. достаточно купить аппарат, договорится о месте аренды, своевременно менять расходные материалы и … «стричь купоны» в виде дохода. Выгодность вендинговых автоматов состоит также в круглосуточной работе при 100%-й оплате со стороны клиентов, экономии затрат на содержании офиса, неприхотливость в эксплуатации, отсутствие необходимости в рекламе, минимум занимаемого места (за которое, впрочем, иногда приходится платить немалую арендную плату) и т.д.
Разумеется, что один аппарат «погоды не сделает», и их нужно минимум десяток размещенных в проходных местах, где отдача от них будет максимальной.
Также к удобству вендинговых аппаратов можно отнести то, что они могу продавать широкий спектр товаров, которые могут варьироваться в зависимости от целевой аудитории места размещения. Если в бизнес-центре имеет смысл установить один или несколько якобы конкурентных кофейных аппаратов, в гостинице автомат по чистке обуви, то в ночном клубе это может быть … аппарат по продаже презервативов (кондомат). В вендинговом бизнесе как в никаком другом важна ориентация на целевую аудиторию. Конкуренция в этом бизнесе достаточно велика, это кроме «естественных» конкурентов в виде киосков, магазинов и т.д. С другой стороны конкуренты вендинговым автоматам в виде прачечных самообслуживания и массажных кресел найти достаточно тяжело, равно как и подобрать для них эффективное место размещение. Если с массажными креслами все более или менее понятно – размещение в торгово-развлекательных центрах, то прачечные самообслуживания оптимальны в спальных районах.
На данный момент практически насыщен лишь сегмент кофейных автоматов. Однако остальные ниши очень слабо охвачены предпринимателями. В будущем стоит ожидать дальнейшего увеличения числа не только платежных терминалов, снековых и небольших кофейных автоматов для офисов, но и других видов оборудования, например, по продаже газет, сигарет, дисков, свежевыжатого сока (фреш) и т.п. Следует отметить, что недавно на рынке «дебютировали» копировальные торговые автоматы и торговые автоматы по продаже бахил в медучреждениях. Чем больше товаров предлагает аппарат, тем выше будет доход.
Еще одним плюсом вендинга является (в зависимости от технических возможностей автомата) предоставление рекламных услуг, что позволит частично окупать затраты на аренду. Впрочем, такое пока доступно только платежным терминалам.
В будущем вендинговый бизнес угрожает ларечная форма торговли. Хотя для этого нужно изменение менталитета большинства пользователей. Не секрет, что торговыми автоматами пользуются представители в основном молодого поколения, тогда как старшее предпочитает «традиционные» формы торговли.
...достаточно высокой конкуренции в популярных сегментах в привлекательных для размещения местах.
Кофе vs платежные терминалы
Если во времена экс-СССР к вендинговым аппаратам можно было отнести только громоздкие автоматы по продаже газированной воды, то сейчас торговые автоматы могут продавать широкий перечень продукции и услуг.
Оценить объем украинского рынка вендинговых услуг достаточно проблематично из-за разнообразия его форм. По оценкам операторов, сейчас в Украине более 6-7 тыс. ед. вендинговых автоматов (в большинстве кофейные аппараты). Даже в Киеве, где количество автоматов растет очень быстро, их в десятки раз меньше, чем в столицах европейских государств. По оценкам экспертов потенциал украинского рынка составляет до 300 тыс. торговых автоматов.
Если учитывать в вендинговых услугах автоматы по приему платежей (продают финансовые услуги) в адрес мобильных операторов, игроков рынка интернет и кабельного ТВ и т.д., то речь идет о десятках миллионов долларов и еще нескольких тысячах автоматов.
Вендинговая деятельность зацепила в основном крупные мегаполисы, но остается еще много незадействованных ниш в регионах (по некоторым данным он заполнен всего на 5%) как по количеству, так и по разнообразию вендинговых автоматов.
Рынок вендинга очевидно привлекателен, в противном случае платежные терминалы не появлялись как грибы после дождя в самых неожиданных местах. Платежные терминалы, безусловно, являются самым динамично развивающимся направление вендингового бизнеса.
С другой стороны, их работа существенно несет немалые риски. Уже был прецедент, что переход на новое программное обеспечение стоил зависших платежей тысяч клиентов, которые привыкли получать свои деньги на счет мобильного телефона уже через минуту. То есть безупречно работающая техническая база является обязательным требованием для этого направления (в отличие, например, от кофейных автоматов). Кроме того, операторы, в пользу которых клиенты через платежные терминалы перечисляют средства могут изменить свою комиссионную политику, т.е. уменьшить выплаты (с целью повышения собственной рентабельности) в пользу платежных терминальных систем. Подобный прецедент также уже был, когда мобильные операторы снизили свои комиссионные, что привело к незначительному удорожанию для клиентов процесса перечисления средств на своих счета.
Также проблем могут прийти со стороны и налоговых органов, которые некоторое время назад настаивали, чтобы платежные терминалы были оборудованы фискальной памятью, и, по сути, превратились в стандартные кассовые аппараты.
В других случаях дилеры предлагают крайне лояльные условия работы с вендинговыми аппаратами: обучение персонала, снабжение расходными материалами, аренда и лизинг, франчайзинг, ремонт и предпродажная подготовка, продажа запасных частей, наладка платежных систем и т.д. В отдельных случаях вендоры готовы даже предложить варианты месторасположения вендинговых автоматов, варианты установки с договорным обеспечением и даже технико-экономическое обоснование использования вендинговых аппаратов. Даже если денег мало, то вендоры продают бывшие в употреблении аппараты, которые после «наведения марафета» покупатель примет за совершенно новые. Впрочем, при покупке нового оборудования у производителя, бизнесмен получает гарантийное обслуживание автоматов.
Для всех автоматов существует риск вандализма. С другой стороны, автомат можно оборудовать GSM-модулями, которые будут сообщать и о нехватке расходных материалов, и о неисправностях в работе.
Хотя вендоры позиционируют легкость установления, но чтобы получить возможность работать в государственных или лечебных заведениях нужно обойти немало высоких кабинетов с целью получения разрешения на установку автомата.
Финансовые аспекты вендинга
Многие вендоры в своих рекламных материалах «раскрывают» секреты окупаемости, которая, по их мнению, составляет не более 1-1,5 лет, хотя невооруженным глазом видно, что эффективность бизнеса зависит от оптимального размещения. В некоторых особо удачных случаях кофейные автоматы уже после 6 месяцев начинают приносить чистую прибыль.
В докризисные времена этот бизнес приносил предпринимателям до 300% рентабельности. После оного рентабельность, разумеется, снизилась, но привести некую усредненную цифру по такому пестрому рынку весьма сложно. По крайней мере, по некоторым данным в США один вендинговый автомат каждый час приносит его собственнику в среднем $80.
Первичные расходы на небольшую сеть вендинговых аппаратов могут составить до 10-15 тыс. евро (если «поштучно», то в среднем один автомат стоит несколько тысяч долларов). Чем больше сеть, тем больше скидки от вендоров и дешевле обслуживание в целом. Вендинг как бизнес доступен не только крупным инвесторам (впрочем, они до такой «мелочи» не опускаются), но и предпринимателям с небольшим объемом капиталовложений. Чтобы стартовать в этом бизнесе, достаточно $3 тыс. Этой суммы хватит для приобретения в лизинг 5 торговых автоматов. Cрок реальной работы торгового автомата может составлять от 10 лет, за которые он окупит себя более 10 раз. При этом вендинговый бизнес может быть как дополнительным, так и основным видом деятельности.
Вендинг всего и вся
Удобство вендингового бизнеса состоит в том, что он ведется «автоматически», т.е. достаточно купить аппарат, договорится о месте аренды, своевременно менять расходные материалы и … «стричь купоны» в виде дохода. Выгодность вендинговых автоматов состоит также в круглосуточной работе при 100%-й оплате со стороны клиентов, экономии затрат на содержании офиса, неприхотливость в эксплуатации, отсутствие необходимости в рекламе, минимум занимаемого места (за которое, впрочем, иногда приходится платить немалую арендную плату) и т.д.
Разумеется, что один аппарат «погоды не сделает», и их нужно минимум десяток размещенных в проходных местах, где отдача от них будет максимальной.
Также к удобству вендинговых аппаратов можно отнести то, что они могу продавать широкий спектр товаров, которые могут варьироваться в зависимости от целевой аудитории места размещения. Если в бизнес-центре имеет смысл установить один или несколько якобы конкурентных кофейных аппаратов, в гостинице автомат по чистке обуви, то в ночном клубе это может быть … аппарат по продаже презервативов (кондомат). В вендинговом бизнесе как в никаком другом важна ориентация на целевую аудиторию. Конкуренция в этом бизнесе достаточно велика, это кроме «естественных» конкурентов в виде киосков, магазинов и т.д. С другой стороны конкуренты вендинговым автоматам в виде прачечных самообслуживания и массажных кресел найти достаточно тяжело, равно как и подобрать для них эффективное место размещение. Если с массажными креслами все более или менее понятно – размещение в торгово-развлекательных центрах, то прачечные самообслуживания оптимальны в спальных районах.
На данный момент практически насыщен лишь сегмент кофейных автоматов. Однако остальные ниши очень слабо охвачены предпринимателями. В будущем стоит ожидать дальнейшего увеличения числа не только платежных терминалов, снековых и небольших кофейных автоматов для офисов, но и других видов оборудования, например, по продаже газет, сигарет, дисков, свежевыжатого сока (фреш) и т.п. Следует отметить, что недавно на рынке «дебютировали» копировальные торговые автоматы и торговые автоматы по продаже бахил в медучреждениях. Чем больше товаров предлагает аппарат, тем выше будет доход.
Еще одним плюсом вендинга является (в зависимости от технических возможностей автомата) предоставление рекламных услуг, что позволит частично окупать затраты на аренду. Впрочем, такое пока доступно только платежным терминалам.
В будущем вендинговый бизнес угрожает ларечная форма торговли. Хотя для этого нужно изменение менталитета большинства пользователей. Не секрет, что торговыми автоматами пользуются представители в основном молодого поколения, тогда как старшее предпочитает «традиционные» формы торговли.
Автор: Андрей Краснов
Источник: intercredit.com.ua